Царь из самых низов
Для
большинства людей Рождество - это уютный семейный вечер при свечах,
подарки, старинные обычаи. Сегодня мне хочется поговорить о глубинной
сути этого праздника - причем не только о самом факте воплощения Бога в
человека, но и о том, КАК это происходило. Зачем вообще Создатель
вселенной решил РОДИТЬСЯ, вместо того, чтобы СОЙТИ на землю взрослым
человеком, готовым к действиям?
Боговоплощение было и останется величайшей тайной. Как бы полно это
ни было нам открыто, мы не в состоянии до конца оценить унижение Бога,
снизошедшего до уровня человека, который, хоть и «звучит гордо», но
только не в сравнении со славой Всевышнего. В Библии говорится о том,
что для спасения людей, созданий из плоти и крови, Спасителю нужно было
во всем уподобиться им. Во всем - вплоть до рождения на свет младенцем.
Какие же особенности в корне отличают детей от взрослых?
Во-первых, это АБСОЛЮТНАЯ УЯЗВИМОСТЬ. Невозможно забыть чувство,
которое испытываешь, когда смотришь на новорожденного. Он такой
маленький и хрупкий! Его боишься даже брать на руки. На темени
«родничок» - страшно подумать, что в этом месте мозг ребенка отделен от
внешней среды всего лишь тонкой кожицей.
Ножки и ручки малыша не длиннее вашей ладони, а кожа настолько
нежная, что ее может повредить даже недостаточно мягкая пеленка или швы
на одежде.
Когда моего младшего сына принесли домой из роддома, его старший
братишка, которому к тому времени исполнился год, естественно, испытывал
к нему живейший интерес. Однажды ему удалось дотянуться до пальчиков ног
своего младшего братика, и он чуть не вырвал их «с корнем».
Новорожденный Иисус был бы не в состоянии защитить себя даже от
годовалого ребенка. И это Тот, кому было предназначено судить всю
вселенную, Тот, перед кем однажды с трепетом предстанут самые сильные и
гордые и, ожидая от Него решения своей судьбы, будут просить горы и
холмы пасть на них и скрыть их от Его гнева (Откр.6:15-17).
Кроме абсолютной уязвимости, детей отличает от взрослых полное
ОТСУТСТВИЕ ЗНАНИЯ. Новорожденный еще не имеет ни знаний о мире, ни
опыта. Ему только предстоит их приобретать. И таким же был Тот, «в
котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), Кто,
будучи Богом и Творцом всего, знал ответы на все вопросы ученых и
мыслителей прошлого и будущего, ответы даже на те вопросы, которые так
никогда и не будут заданы. Подумать только - всеведущий Бог, когда
родился в мир, не знал даже, как управлять собственными руками.
Третья
отличительная особенность - ПОЛНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ. Тот, от
Кого зависит каждый удар нашего сердца, сделался абсолютно и во всем
зависимым от тех, на чьем попечении находился. И это Тот, о Ком написано
«все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им
- принимают; отверзаешь руку Твою - насыщаются благом. Сокроешь лице
Твое - мятутся; отнимешь дух их - умирают, и в персть свою возвращаются.
Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли»
(Пс.103:27-30). Мало того, что у всемогущего Царя небес появились
физиологические нужды, Он даже не был способен самостоятельно их
удовлетворять.
А что было до воплощения? Как жил Сын Божий до того, как пришел к нам
на Землю?
Помните мультфильм «Принц Египта»? Чем занимался Моисей, когда жил во
дворце фараона? Ему были доступны лучшее образование на планете, самые
изысканные наслаждения и развлечения, головокружительное будущее под
крылом правителя мировой сверхдержавы. Все вокруг, казалось, существует
только для него.
Но даже такое великолепие трудно сравнить с тем положением, которое
занимал Христос. Единородный Сын Божий. ВСЕ Им и для Него сотворено
(Кол. 1:15-16), от кварков и элементарных частиц, миллиарды которых
способны уместиться на острие иголки - до галактик со звездными
скоплениями, невообразимо огромными раскаленными газовыми шарами
квазаров. ВСЕ! Сын Всемогущего...
После таких высот почему Христу все же нужно было прийти в мир
подобным образом, унизить себя даже по сравнению со взрослыми, став
младенцем?
Это было необходимо для нашего спасения.
«Я всегда делаю то, что Ему (Отцу) угодно», - сказал Иисус (Ин.
8:29). Что же было угодно Отцу? То, чтобы Его Сын не просто понес
наказание за грех вместо нас, а прожил целую отдельную жизнь в образе
человека. Христос оказался способным на такую любовь. До конца возлюбив
Отца и всех нас, Он не почитал свою божественность чем-то, от чего не
мог отказаться. Никто не посмеет утверждать, что он просто спустился с
комфортабельных небес, разрезал ленточку под аплодисменты собравшихся,
покрасовался перед камерами и был таков. В случае с Христом речь идет не
о коротком эпизоде, а о целой жизни - от рождения до смерти. Именно эта
настоящая земная жизнь сделала Его нашим Защитником и Ходатаем,
способным нас понимать и сочувствовать, так как и Он сам прошел через
испытания и искушения, подобные тем, которые мы встречаем на своем
жизненном пути. Слава Ему и хвала!